Методика сравни картинки скачать![]() Методика “Сюжетные картинки” Р. Р. Калининой в работе с дошкольниками и младшими школьниками.Умение отличать хорошее от плохого является одной из важнейших составляющих межличностных отношений. Ведь свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Дошкольный и младший школьный возраст — годы активной социализации, когда ребёнок учится эффективно взаимодействовать с другими людьми, не нарушая их личных границ. Для оценки того, насколько адекватны сложившиеся у ребёнка представления о нравственности, используется методика Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки». Характеристика и цели методики автора Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки» Психологи отмечают, что у детей 5–9 лет активно формируются представления о нравственных составляющих: доброте, уважении, дружбе, вежливости, честности. Методика «Сюжетные картинки» позволяет выявить, насколько ребёнок знаком с перечисленными ценностями. В своё время она была разработана кандидатом психологических наук Румией Рашидовной Калининой, работавшей с детьми, имеющими нарушения в сфере эмоционального восприятия и реакций на внешние события. Отличительной чертой методики является то, что она затрагивает не только когнитивный аспект (знание моральных норм), но и эмоциональный (личное отношение ребёнка к соблюдению этих норм). Оценка производится при помощи серии картинок, сюжетом которых являются хорошие и плохие поступки сверстников школьника. Задача тестируемого состоит в том, чтобы рассортировать предложенные карточки с картинками в две группы: хорошие и плохие поступки. То, насколько правильными или безнравственным ребёнок считает то или иное поведение, даёт представление о сформированности моральной составляющей его личности. Стимульный материал для тестирования младших школьников: серии картинок. Процедура проведения диагностики. Методика Р. Р. Калининой достаточно проста в применении. Для проведения теста необходим лишь стимульный материал — серия картинок с изображениями различных поступков, а также протокол, в котором экспериментатор фиксирует ответы испытуемого, а также его эмоциональные реакции (их внешние проявления — улыбка, кивок или нахмуренные брови и т. п.). Тестирование проводится индивидуально в устной форме, поскольку экспериментатору важно выяснить ответы испытуемого в ходе беседы, чтобы зафиксировать его эмоциональные реакции. Тест не ограничен по времени, но ответы ребёнка должны укладываться в разумные временные рамки. Рекомендуется предварять задание следующим объяснением: «Перед тобой карточки с картинками, на которых изображены различные поступки детей. Отложи картинки, на которых изображены хорошие поступки в одну сторону, а те, на которых показаны плохие поступки — в другую. Объясни, почему ты так думаешь». Обработка и интерпретация результатов. Экспериментатор оценивает ответы и эмоциональные реакции испытуемого по следующей шкале, разработанной автором методики Р.Р. Калининой: 0 баллов — ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют; 1 балл — ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны; 2 балла — правильно раскладывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо; 3 балла — ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д. | |
Скачать:
|